МАЗ 103
МАЗ 103 — городской
низкопольный автобус, выпускался с 1996 года. МАЗ 103 долгое время
оставался
самой массовой моделью Минского автомобильного завода.
После того, как была собрана
"пилотная" партия из сорока автобусов МАЗ
101, минчане приступили к подготовке усовершенствованной модели 103.
Портальный задний мост, устанавливавшийся на МАЗ
101, был заменен мостом собственной конструкции, схожим с
конструкцией моста на грузовых автомобилях. Это привело к увеличению ступеньки в
задней двери (в двух остальных дверях ступеньки отсутствуют,
3 фотки
с румынского автобусного форума, точно адрес не помню
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103_14.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103_15.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103_13.jpg
), однако положительно
сказалось на цене, надёжности и ремонтопригодности автобуса. Внешне МАЗ 103 от МАЗ
101 отличается отсутствием окошка маршрутоуказателя с левой стороны
(со стороны водителя). Автобус МАЗ 103 – низкопольный, уровень пола (360
мм) поднимается лишь от средней двери к моторному отсеку до 580 мм.
Кузов автобуса МАЗ 103 —
несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Боковины и
крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя
часть – стеклопластиковая. Стекла — вклеенные, и, как правило,
тонированные. Боковые окна бывают как с узкими откидывающимися форточками, так и
с широкими сдвижными. Автобус имеет три двери сдвижного
типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери,
передняя половина передней двери – для водителя). Проемы дверей — 1250
мм. Кабина
водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. В 2004 году по
заказу Москвы была выпущена модификация МАЗ 103, у которого передняя дверь
полностью ведет в пассажирский салон. Дверь кабины водителя расположена на
перегородке "кабина-салон".
Сам же пассажирский салон
МАЗ 103 несколько расширился по сравнению с МАЗ
101, в частности, увеличилось расстояние между левыми и правыми
рядами сидений. Автобус имеет, как правило, трехрядную планировку. По левому борту расположены сдвоенные
сиденья. По правому борту – одиночные. Мест для сидения — от 21 до 28 в
зависимости от комплектации, общая же (номинальная) пассажировместимость — 100
человек, максимальная — 123 пассажира. В салоне имеется накопительная площадка
напротив средней двери. Впрочем, от данного удобства можно отказаться, поставив
пару сидений. Моторный отсек расположен в заднем левом углу салона и занимает
все пространство от пола до потолка (
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__2.jpg
- моя фотка
).
Полная масса автобуса МАЗ
103 составляет 18 000 кг, нагрузка на переднюю ось — 6 500 кг, на заднюю — 11
500 кг. 220-литровый топливный бак
установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу
хомутами.
На автобус МАЗ 103 возможна
установка практически любого двигателя от простого и дешевого ММЗ до более
дорогого “Мерседес”. Первоначально на автобусы устанавливались двигатели ЯМЗ-236
и ММЗ Д-260.5. Однако из-за малой мощности, шумности и вибронагруженности, очень
больших массы и габаритов ярославские двигатели на МАЗ 103 надолго не
“задержались”. Внешне автобусы с двигателем ЯМЗ можно узнать по моторному
отсеку, занимающему большую ширину в салоне. Параллельно с ярославскими
двигателями на МАЗ 103 стали устанавливать двигатели производства Минского
моторного завода ММЗ Д-260.5 мощностью 230 л.с. (модификация МАЗ 103002). Этот
силовой агрегат стал самым популярным на минских низкопольниках.
Полный же набор двигателей,
когда-либо устанавливавшихся на МАЗ 103, выглядит следующим образом: серия
двигателей ММЗ Д-260.5 (рядные шестицилиндровые, 7,12 л, 230 л.с., 70 км/ч),
Renault MIDR 06.02.26X (рядный шестицилиндровый, 226 л.с.), Renault MIDR
06.02.26Y41 (рядный шестицилиндровый, 6,18 л, 250 л.с., 90 км/ч), Mercedes-Benz
OM 906 LA (рядный шестицилиндровый, 6,37 л., 231 л.с., 80 км/ч), MAN D 0826
LOH-07 (рядный шестицилиндровый, 6,6 л, 230 л.с., 90 км/ч), MAN D 0826 LOH-15
(рядный шестицилиндровый, 220 л.с.), Deutz BF6M 1013EС (7,146 л, 237 л.с., 78
км/ч).
Существуют также спецверсии
этого автобуса - МАЗ 103065 с трапом для инвалидных колясок, МАЗ 103075 "Арктика"
Сначала отличительной чертой «северных» автобусов был дизель Deutz, однако
затем он
начал устанавливаться и на обычные городские автобусы. Автобусы с этим дизелем можно узнать по
выхлопной трубе, выведенной на крышу.
К 300-летию Санкт-Петербурга руководством города
была заказана партия передвижных общественных туалетов МАЗ
163, созданных на базе МАЗ 103. МАЗ 103 стал основой для создания
пригородной версии автобуса, получившей индекс МАЗ
103С и отличающейся от городского автобуса отсутствием задней двери и
увеличенным количеством сидячих мест. МАЗ 103 также применяется в аэропортах в
качестве перронного автобуса. Перронный
автобус отличается от городского сокращённым числом мест для
сидения.
( http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Aero.jpg
- фото перронного варианта, на помню откуда)
Наиболее распространенные модификации городского
автобуса МАЗ 103:
МАЗ 103002 Двигатель
ММЗ-Д260.5-27, КПП Praga 5PS 114,
МАЗ 103003 Двигатель
ММЗ-Д-260.5Е2, 155 л.с., EURO 2, КПП ZF S6-85
МАЗ 103041 Двигатель
Renault MIDR 06.02.26Y41, КПП Praga 5PS 114,57
МАЗ 103060 Двигатель
Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с., АКПП
Voith Diwa D 851.3E
МАЗ
103061 Двигатель
Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с.,
КПП
ZF S6-85
МАЗ
103062 Двигатель
Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с.,
КПП
ZF S6-85
МАЗ
103065 Двигатель
Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с.,
АКПП
Voith Diwa D 851.3E
МАЗ
103067 Двигатель
Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с.,
КПП
ZF S6-85
МАЗ
103070 Двигатель
Deutz BF6M1013EC, КПП
ZF S6-85
МАЗ
103075 Двигатель
Deutz BF6M1013EC, АКПП
Voith Diwa D 851.3Е
МАЗ
103076 Двигатель
Deutz BF6M1013EC, АКПП
Voith Diwa D 851.3Е
Технические характеристики автобуса:
Габаритные размеры, мм
11985 / 2500 / 2838
База, мм
6140
Высота пола на площадке средней двери, мм 360
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм
340
Наружный радиус поворота не более, мм
11300
Колея колес (передних/задних), мм
2046/1825
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг
6500
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг
11500
Полная масса, кг
18000
Количество мест для сидения
21, 24, 25,
28
Номинальная (максимальная) вместимость
100(123)
Максимальная скорость, км/ч
70-90
Подвеска передней/задней оси
независимая/ зависимая пневматическая
Задний мост жесткая
балка с двойной разнесенной передачей
Колеса
дисковые 8.25x22.5
Размер шин
11/70R22.5
На базе кузова автобуса МАЗ
103 также созданы следующие троллейбусы: МАЗ
103Т (производился непосредственно на МАЗе), ЭТОН-МАЗ 103Т (с 2008 г. производится ООО “Этон”,
г. Смолевичи, Минская область), АКСМ-221 (производится предприятием
"Белкоммунмаш", (
3 фото с
сайта Белкоммунмаша ( bkm.by )
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/AKCM221.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/AKCM221_2.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/AKCM221_3.jpg
), ПТ-6231 (изготовлен в
одном экземпляре "ПетроТроллейбус" (Санкт-Петербург) с
прицелом на Санкт-Петербург, однако тендеры проиграл), Ганз-МАЗ 103Т (полностью
низкопольный троллейбус, изготовлен в двух экземплярах венгерской фирмой
“Ganz Transelektro” (
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/GANZ_MAZ103T.jpg - с сайта
trucks.autoreview.ru
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/GANZ_MAZ103T_2.jpg
- не помню
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/GANZ_MAZ103T_3.jpg- не помню
), занимающейся
оборудованием для трамваев и троллейбусов, разрабатывался с
прицелом на тендер в Риге. Проект закрылся в связи с банкротством “Ganz
Transelektro”) .
В 2005 году Минским автозаводом и нижегородской промышленной группой "Самотлор-НН" начато совместное производство автобуса модели МАЗ 103 с его досборкой на производственных площадях этой компании в городе Семенове (Нижегородская область). В 2007 году на московском международном автомобильном салоне группа "Самотлор-НН" продемонстрировала еще один вариант автобуса МАЗ 103 — городской школьный автобус.
Была также попытка
организовать сборку автобусов (МАЗ 103ЭЗСА) на Энгельсском Заводе
Специализированных Автомобилей,
но этот
проект почти сразу закрыли.
В апреле 2008 года Минским автозаводом был представлен рестайлинговый вариант автобуса — МАЗ 1034, который осенью того же года и вытеснил 103-ий с конвейера.
------------
Мои фотки:
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__1.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__3.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__4.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__5.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__6.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__7.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__8.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__9.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103__10.jpg
Чертеж: http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103draft.jpg
Еще такая фотка понравилась http://mazbus.narod.ru/maz103/MAZ103_11.jpg
(с phototrans.eu)
МАЗ 103 "Столичный"
В 2005 году Минским
автозаводом и нижегородской промышленной группой "Самотлор-НН" начато совместное
производство автобуса модели МАЗ 103 с его досборкой на производственных
площадях этой компании в городе Семенове (Нижегородская область). Первые
"самотлоровские" автобусы МАЗ 103 «Столичный» вышли на городские маршруты
Нижнего Новгорода в конце 2006 г. Они отличались от стандартных МАЗ 103
измененной передней маской, модульной светооптикой фирмы Hella и электронным
рейсоуказателем в виде бегущей строки. В значительной степени модернизации
подвергся салон: здесь были изменены конструкция поручней, системы освещения и
отопления, появились антивандальные сиденья, изменилась планировка. При прохождении российской сертификации эти автобусы получили
свой собственный индекс "МАЗ 5295".
3 фотки с сайта компании "Самотлор"
(www.samotlor-nn.ru)
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Samotlor_5.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Samotlor_7.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Samotlor_6.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Samotlor_2.jpg - Rcforum
burlack
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Samotlor_4.jpg
- не помню
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Samotlor_1.jpg
- не помню
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/065657.jpg
http://www.kubtransport.info/otdel-kadrov/065658.jpg
МАЗ 103 "Школьный"
В 2007 году на московском
международном автомобильном салоне группа "Самотлор-НН" продемонстрировала еще
один вариант автобуса МАЗ 103 —
городской школьный
автобус, позволяющий за счет использования детских кресел с уменьшенными
габаритами разместить в салоне 46 учеников и трех сопровождающих. Автобус
укомплектован предупредительными знаками и прочей атрибутикой "школьниковоза" в
соответствии с ГОСТами.
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103SamotSchool.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103SamotSchool_2.jpg
- с сайта компании "Самотлор" (www.samotlor-nn.ru)
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103SamotSchool_4.jpg- RCForum
Alexander_A
МАЗ 103Н65
МАЗ 103Н65 — полностью низкопольный
автобус, собранный в единственном
экземпляре в 2004 г. Среди других
отличий — кондиционер, отсутствие форточек и полностью
пассажирская передняя дверь. Автобус продан
в Румынию.
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103H65.jpg
- фото с RCForuma, выкладывал AIS70
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103H65_2.jpg - не помню
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103H65_3.jpg
МАЗ 103 ЭЗСА
В
2000 году был заключен контракт между
Минским автомобильным заводом и Энгельсским
заводом специализированных автомобилей на
совместное производство автобусов марки
"МАЗ-ЭЗСА", однако
этот
проект почти сразу закрыли.
МАЗ 103С
------------
Автобус МАЗ 103С является
пригородной версией базовой модели 103 и отличается лишь отсутствием
задней двери, иной планировкой салона и иным передаточным числом ведущего моста.
Мест для сидения — от 36 до 41 в зависимости от комплектации, общая же
(номинальная) пассажировместимость — 92 человека. Выпускается с 1996 года.
Модификации автобуса
МАЗ 103С:
МАЗ 103С02 Двигатель
ММЗ-Д260.5, 230 л.с., КПП Praga 5PS 114
МАЗ 103С03 Двигатель
ММЗ-Д260.5, 230 л.с., КПП ZF 6S 85
МАЗ 103С05 Двигатель ММЗ-Д260.5, 230 л.с., КПП
Voith Diwa D 854.3Е
МАЗ 103С60 Двигатель
Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2, 231 л.с., АКПП
Voith Diwa D 851.3E
МАЗ
103С61
Двигатель
Mersedes-Benz OM 906 LA 11/2, КПП
ZF 6S 85
МАЗ
103С62
Двигатель
Mersedes-Benz OM 906 LA 111/2, КПП
ZF 6S 85
МАЗ
103С65 Двигатель
Mersedes-Benz OM 906 LA 111/2, КПП
Voith Diwa D 851.3E
МАЗ
103С67
Двигатель
Mersedes-Benz OM 906 LA 111/2, КПП
ZF 6HP-502C
МАЗ
103С70 Двигатель
Deutz BF6M1013EC, 236 л.с.,
КПП
ZF S6-85
МАЗ
103С75 Двигатель
Deutz BF6M1013EC, 236 л.с.,
КПП
Voith Diwa D 854.3Е
В 2007 году нижегородской промышленной группой "Самотлор-НН" на Международном автомеханическом салоне в Москве был представлен МАЗ-103С, досборка которого производится на предприятиях в городе Семенове (Нижегородская область) в рамках совместного проекта с Минским автозаводом.
---------
Фото
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103C.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103C_1.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103C_5.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103C_4.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103Cdraft.jpg - чертеж
2 фото Александра Сологубова с
fotobus.msk.ru
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103C_2.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103C_3.jpg
МАЗ 103C "Самотлор"
В 2007 году нижегородской промышленной группой "Самотлор-НН" на Международном автомеханическом салоне в Москве был представлен МАЗ-103С, досборка которого производится на предприятиях в городе Семенове (Нижегородская область) в рамках совместного проекта с Минским автозаводом. Этот образец отличается от стандартных МАЗ-103С измененной передней маской, модульной светооптикой фирмы Hella и электронным рейсоуказателем в виде бегущей строки.
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103CSamotlor.jpg
Далее 4 фотки с сайта компании "Самотлор"
(www.samotlor-nn.ru)
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103CSamotlor_1.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103CSamotlor_2.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103CSamotlor_3.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103CSamotlor_4.jpg
МАЗ 103 "Арктика"
http://fotobus.msk.ru/photo/33724/
http://fotobus.msk.ru/photo/21416/
http://fotobus.msk.ru/photo/14947/
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103075Arktika.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103075Arktika_1.jpg - не помню, откуда фотка
Не очень большие фото есть здесь http://yarovit.com/directions/belarus/Commerce/arctic/advantages/
http://www.abw.by/number/see_note/514/
МАЗ 103 "Арктика" - северный вариант автобуса МАЗ 103. История данного проекта началась в то время, когда руководство группы компаний ЯРОВИТ, являющейся партнером градообразующего предприятия «ГМК «Норильский никель», выступило с инициативой подготовки специальной автомобильной техники, поставляемой в г. Норильск, для эксплуатации в суровых климатических условиях Российского севера. В начале 2000 года опыт этой группы компаний в подготовке автомобилей для северных условий позволил выступить инициатором создания автобуса МАЗ специальной «северной» комплектации. На базе низкопольного автобуса МАЗ 103 был выпущен опытный образец специального «арктического» исполнения, способный эффективно функционировать при низких температурах окружающей среды.
МАЗ 103 "Арктика" отличается уменьшенной площадью остекления салона (из-за измененной формы
боковых стекол такие автобусы легко узнать – нет ломаной линии, характерной для
обычных 103-их) и высоким уровнем утепления салона. В низкопольной части автобуса
все сидения расположены на постаментах, внутри которых - дополнительные печки
для обогрева. Для сохранения тепла в салоне пол выполнен двойным, крыша имеет
дополнительную теплоизоляцию, улучшен обогрев кабины водителя.
Вместо обычных стекол стоят
стеклопакеты. Кроме того,
автобус имеет двухконтурную систему
отопления, а салон автобуса оснащен
дополнительными отопителями. Сначала отличительной чертой «северных» автобусов был дизель Deutz, однако
затем он
начал устанавливаться и на обычные городские автобусы. Автобусы с этим дизелем можно узнать по
выхлопной трубе, выведенной на крышу.
МАЗ
103070 Двигатель
Deutz BF6M1013EC (237 л.с), КПП
ZF S6-85
МАЗ
103075 Двигатель
Deutz BF6M1013EC (237 л.с), АКПП
Voith Diwa D 851.3Е
Имеется также пригородный двухдверный вариант автобуса - МАЗ 103С "Арктика".
МАЗ 103С "Арктика"
Фото пока нет
МАЗ 103С "Арктика" - пригородный двухдверный вариант автобуса МАЗ 103 "Арктика". Имеет 41 посадочное место.
Модификации автобуса МАЗ
103С "Арктика":
МАЗ
103С70 Двигатель
Deutz BF6M1013EC ( 237 л.с), КПП
ZF S6-85
МАЗ
103С75 Двигатель
Deutz BF6M1013EC ( 237 л.с), АКПП
Voith Diwa D 851.3Е
МАЗ 1034
Фото Артёма Светлова с сайта
www.stts.mosfont.ru
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103465.jpg
-----
Фото салона с сайта phototrans.eu :
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103-465_5.jpg
http://mazbus.narod.ru/mazprototips/MAZ103465_4.jpg
------
Мои фотографии:
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_1.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_2.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_3.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_4.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_5.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_6.jpg
http://mazbus.narod.ru/maz1034/MAZ1034_7.jpg
-----------------------------
МАЗ 1034 —
рестайлинговый вариант автобуса МАЗ
103. Впервые показан публике в апреле 2008.
Модификации
городского автобуса МАЗ 103:
МАЗ 103462 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231
л.с., КПП ZF S6-85
МАЗ 103465 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231
л.с., АКПП Voith Diwa D 851.3E
МАЗ 103476 Двигатель Deutz BF6M1013EC EURO 3, 237
л.с., АКПП Voith Diwa D 851.3E
На основе
рестайлингового кузова от МАЗ 103Т Сокольнический вагоноремонтный завод,
входящий в ГУП «Мосгортранс», на Международном автотранспортном
форуме (Москве, 2008 г.) представил троллейбус
СВАРЗ-6235