Минский автомобильный завод / МАЗ
Кузов автобуса МАЗ-103 —
несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Боковины и
крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя
часть – стеклопластиковая. Стекла — вклеенные, и, как правило,
тонированные. Боковые окна бывают как с узкими откидывающимися форточками,
так и с широкими сдвижными. Автобус имеет три двери
сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина
передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). Проемы
дверей — 1250 мм. Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной
комплектации. В 2004 году по заказу Москвы была выпущена модификация
МАЗ-103, у которого передняя дверь полностью ведет в пассажирский салон.
Дверь кабины водителя расположена на перегородке "кабина-салон". Сам же пассажирский салон
МАЗ-103 несколько расширился по сравнению с МАЗ-101,
в частности, увеличилось расстояние между левыми и правыми рядами сидений. Автобус имеет, как правило,
трехрядную планировку. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По
правому борту – одиночные. Мест для сидения — от 21 до 28 в
зависимости от комплектации, общая же (номинальная) пассажировместимость —
100 человек, максимальная — 123 пассажира. В салоне имеется накопительная
площадка напротив средней двери. Впрочем, от данного удобства можно
отказаться, поставив пару сидений. Моторный отсек расположен в заднем левом
углу салона и занимает все пространство от пола до потолка (фото4, фото5). Полная масса автобуса
МАЗ-103 составляет 18 000 кг, нагрузка на переднюю ось — 6 500 кг, на заднюю
— 11 500 кг. 220-литровый топливный
бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу
хомутами. На автобус МАЗ-103
возможна установка практически любого двигателя от простого и дешевого ММЗ до
более дорогого “Мерседес”. Первоначально на автобусы устанавливались
двигатели ЯМЗ-236 и ММЗ Д-260.5. Однако из-за малой мощности, шумности и
вибронагруженности, очень больших массы и габаритов ярославские двигатели на
МАЗ-103 надолго не “задержались”. Внешне автобусы с двигателем ЯМЗ можно
узнать по моторному отсеку, занимающему большую ширину в салоне. Параллельно
с ярославскими двигателями на МАЗ-103 стали устанавливать двигатели
производства Минского моторного завода ММЗ Д-260.5 мощностью 230 л.с.
(модификация МАЗ-103-002). Этот силовой агрегат стал самым популярным на
минских низкопольниках. Полный же набор
двигателей, когда-либо устанавливавшихся на МАЗ-103, выглядит следующим
образом: серия двигателей ММЗ Д-260.5 (рядные шестицилиндровые, 7,12 л, 230
л.с., 70 км/ч), Renault MIDR 06.02.26X (рядный шестицилиндровый, 226 л.с.),
Renault MIDR 06.02.26Y41 (рядный шестицилиндровый, 6,18 л, 250 л.с., 90
км/ч), Mercedes-Benz OM 906 LA (рядный шестицилиндровый, 6,37 л., 231 л.с.,
80 км/ч), MAN D 0826 LOH-07 (рядный шестицилиндровый, 6,6 л, 230 л.с., 90
км/ч), MAN D 0826 LOH-15 (рядный шестицилиндровый, 220 л.с.), Deutz BF6M
1013EС (7,146 л, 237 л.с., 78 км/ч).
К 300-летию Санкт-Петербурга руководством города была заказана партия передвижных общественных туалетов МАЗ-163, созданных на базе МАЗ-103. МАЗ-103 стал основой для создания пригородной версии автобуса, получившей индекс МАЗ-103С и отличающейся от городского автобуса отсутствием задней двери и увеличенным количеством сидячих мест. МАЗ-103 также применяется в аэропортах в качестве перронного автобуса. Перронный автобус отличается от городского сокращённым числом мест для сидения. Наиболее
распространенные модификации городского автобуса МАЗ-103: МАЗ-103-002
Двигатель ММЗ-Д260.5-27, КПП Praga 5PS 114, МАЗ-103-003
Двигатель ММЗ-Д-260.5Е2, 155 л.с., EURO 2, КПП ZF S6-85 МАЗ-103-041
Двигатель Renault MIDR 06.02.26Y41,
КПП Praga 5PS 114,57 МАЗ-103-060
Двигатель Mercedes-Benz OM 906
LA ll/2 EURO 2,
231 л.с., АКПП Voith Diwa D
851.3E МАЗ-103-061 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с.,
КПП ZF S6-85 МАЗ-103-062 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с.,
КПП ZF S6-85 МАЗ-103-065 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с.,
АКПП Voith Diwa D 851.3E МАЗ-103-067 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с.,
КПП ZF S6-85 МАЗ-103-070 Двигатель Deutz BF6M1013EC, КПП ZF S6-85 МАЗ-103-075 Двигатель Deutz BF6M1013EC, КПП Voith Diwa D 851.3Е
В 2004 в единственном
экземпляре был собран полностью низкопольный МАЗ 103Н65 (фото6, фото7, фото8). Среди других отличий –
кондиционер, отсутствие форточек и полностью пассажирская
передняя дверь. Автобус находится в Румынии. На базе кузова автобуса
МАЗ-103 также созданы следующие троллейбусы: МАЗ-103Т (производился непосредственно на
МАЗе), ЭТОН-МАЗ-103Т (с 2008 г. производится ООО
“Этон”, г. Смолевичи, Минская область), АКСМ-221 (производится
предприятием "Белкоммунмаш", (фото1,
фото2, фото3,), ПТ-6231 (изготовлен в одном
экземпляре "ПетроТроллейбус" (Санкт-Петербург) с прицелом на Санкт-Петербург, однако тендеры проиграл),
Ганз-МАЗ-103Т (полностью низкопольный троллейбус, изготовлен в двух
экземплярах венгерской фирмой “Ganz Transelektro” (фото9, фото10, фото11), занимающейся
оборудованием для трамваев и троллейбусов,
разрабатывался с прицелом на тендер в Риге. Проект закрылся в связи с
банкротством “Ganz Transelektro”) .
В 2007 году на московском
международном автомобильном салоне группа "Самотлор-НН"
продемонстрировала еще один вариант — городской школьный автобус, позволяющий за счет использования
детских кресел с уменьшенными габаритами разместить в салоне 46 учеников и
трех сопровождающих. Автобус укомплектован предупредительными знаками и
прочей атрибутикой "школьниковоза" в соответствии с ГОСТами.
|