Автомодельное бюро: МАЗ-103

Минский автомобильный завод / МАЗ

МАЗ-103

    МАЗ-103 — городской низкопольный автобус, выпускается с 1996 года. МАЗ-103 долгое время остается самой массовой моделью Минского автомобильного завода.     

    После того, как была собрана "пилотная" партия из сорока автобусов МАЗ-101, минчане приступили к подготовке усовершенствованной модели 103. Портальный задний мост, устанавливавшийся на МАЗ-101, был заменен мостом собственной конструкции, схожим с конструкцией моста на грузовых автомобилях. Это привело к увеличению ступеньки в задней двери (в двух остальных дверях ступеньки отсутствуют, фото1, фото2, фото3), однако положительно сказалось на цене, надёжности и ремонтопригодности автобуса. Внешне МАЗ-103 от МАЗ-101 отличается отсутствием окошка маршрутоуказателя с левой стороны (со стороны водителя). Автобус МАЗ-103 – низкопольный, уровень пола (360 мм) поднимается лишь от средней двери к моторному отсеку до 580 мм.

 

    Кузов автобуса МАЗ-103 — несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла — вклеенные, и, как правило, тонированные. Боковые окна бывают как с узкими откидывающимися форточками, так и с широкими сдвижными. Автобус имеет три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). Проемы дверей — 1250 мм.  Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. В 2004 году по заказу Москвы была выпущена модификация МАЗ-103, у которого передняя дверь полностью ведет в пассажирский салон. Дверь кабины водителя расположена на перегородке "кабина-салон".

    Сам же пассажирский салон МАЗ-103 несколько расширился по сравнению с МАЗ-101, в частности, увеличилось расстояние между левыми и правыми рядами сидений. Автобус имеет, как правило, трехрядную планировку. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По правому борту – одиночные. Мест для сидения — от 21 до 28 в зависимости от комплектации, общая же (номинальная) пассажировместимость — 100 человек, максимальная — 123 пассажира. В салоне имеется накопительная площадка напротив средней двери. Впрочем, от данного удобства можно отказаться, поставив пару сидений. Моторный отсек расположен в заднем левом углу салона и занимает все пространство от пола до потолка (фото4, фото5).

    Полная масса автобуса МАЗ-103 составляет 18 000 кг, нагрузка на переднюю ось — 6 500 кг, на заднюю — 11 500 кг.  220-литровый топливный бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу хомутами.

    На автобус МАЗ-103 возможна установка практически любого двигателя от простого и дешевого ММЗ до более дорогого “Мерседес”. Первоначально на автобусы устанавливались двигатели ЯМЗ-236 и ММЗ Д-260.5. Однако из-за малой мощности, шумности и вибронагруженности, очень больших массы и габаритов ярославские двигатели на МАЗ-103 надолго не “задержались”. Внешне автобусы с двигателем ЯМЗ можно узнать по моторному отсеку, занимающему большую ширину в салоне. Параллельно с ярославскими двигателями на МАЗ-103 стали устанавливать двигатели производства Минского моторного завода ММЗ Д-260.5 мощностью 230 л.с. (модификация МАЗ-103-002). Этот силовой агрегат стал самым популярным на минских низкопольниках.

    Полный же набор двигателей, когда-либо устанавливавшихся на МАЗ-103, выглядит следующим образом: серия двигателей ММЗ Д-260.5 (рядные шестицилиндровые, 7,12 л, 230 л.с., 70 км/ч), Renault MIDR 06.02.26X (рядный шестицилиндровый, 226 л.с.), Renault MIDR 06.02.26Y41 (рядный шестицилиндровый, 6,18 л, 250 л.с., 90 км/ч), Mercedes-Benz OM 906 LA (рядный шестицилиндровый, 6,37 л., 231 л.с., 80 км/ч), MAN D 0826 LOH-07 (рядный шестицилиндровый, 6,6 л, 230 л.с., 90 км/ч), MAN D 0826 LOH-15 (рядный шестицилиндровый, 220 л.с.), Deutz BF6M 1013EС (7,146 л, 237 л.с., 78 км/ч).

 

 

 

    Существуют также спецверсии этого автобуса - МАЗ-103-065 с трапом для инвалидных колясок,  МАЗ-103-075 "Арктика" (на фото слева) в северном исполнении, отличающаяся уменьшенной площадью остекления салона (из-за измененной формы боковых стекол такие автобусы легко узнать – нет ломаной линии, характерной для обычных 103-их) и высоким уровнем утепления салона. В низкопольной части автобуса все сидения расположены на постаментах, внутри которых - дополнительные печки для обогрева. Для сохранения тепла в салоне пол выполнен двойным, крыша имеет дополнительную теплоизоляцию, улучшен обогрев кабины водителя. До недавнего времени отличительной чертой «северных» автобусов был дизель Deutz, однако он начал устанавливаться и на обычные городские автобусы.  Автобусы с этим дизелем можно узнать по выхлопной трубе, выведенной на крышу.

 

    К 300-летию Санкт-Петербурга руководством города была заказана партия передвижных общественных туалетов МАЗ-163, созданных на базе МАЗ-103. МАЗ-103 стал основой для создания пригородной версии автобуса, получившей индекс МАЗ-103С и отличающейся от городского автобуса отсутствием задней двери и увеличенным количеством сидячих мест. МАЗ-103 также применяется в аэропортах в качестве перронного автобуса. Перронный автобус отличается от городского сокращённым числом мест для сидения.

 

Наиболее распространенные модификации городского автобуса МАЗ-103:

МАЗ-103-002 Двигатель ММЗ-Д260.5-27, КПП Praga 5PS 114,

МАЗ-103-003 Двигатель ММЗ-Д-260.5Е2, 155 л.с., EURO 2, КПП ZF S6-85

МАЗ-103-041 Двигатель Renault MIDR 06.02.26Y41, КПП Praga 5PS 114,57

МАЗ-103-060 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с., АКПП Voith Diwa D 851.3E

МАЗ-103-061 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с., КПП ZF S6-85

МАЗ-103-062 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с., КПП ZF S6-85

МАЗ-103-065 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с., АКПП Voith Diwa D 851.3E

МАЗ-103-067 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с., КПП ZF S6-85

МАЗ-103-070 Двигатель Deutz BF6M1013EC, КПП ZF S6-85

МАЗ-103-075 Двигатель Deutz BF6M1013EC, КПП Voith Diwa D 851.3Е

 

Технические характеристики автобуса:

Габаритные размеры, мм                                          11985 / 2500 / 2835

База, мм                                                                           6140

Высота пола на площадке средней двери, мм       360

Наружный радиус поворота не более, мм             11300

Колея колес (передних/задних), мм                          2045/1825

Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг           6500

Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг               11500

Полная масса, кг                                                         18000

Количество мест для сидения                                  21, 24, 25, 28

Номинальная (максимальная) вместимость       100(123)

Максимальная скорость, км/ч                                70-90

Подвеска передней/задней оси                              независимая/ зависимая пневматическая

Задний мост                                                               жесткая балка с двойной разнесенной передачей

Колеса                                                                         дисковые 8.25x22.5

Размер шин                                                                11/70R22.5

 

 

 

    В 2004 в единственном экземпляре был собран полностью низкопольный МАЗ 103Н65 (фото6, фото7, фото8). Среди других отличий – кондиционер, отсутствие форточек и полностью пассажирская передняя дверь. Автобус находится в Румынии.

 

    На базе кузова автобуса МАЗ-103 также созданы следующие троллейбусы: МАЗ-103Т (производился непосредственно на МАЗе), ЭТОН-МАЗ-103Т (с 2008 г. производится ООО “Этон”, г. Смолевичи, Минская область), АКСМ-221 (производится предприятием "Белкоммунмаш", (фото1, фото2, фото3,), ПТ-6231 (изготовлен в одном экземпляре "ПетроТроллейбус" (Санкт-Петербург) с прицелом на Санкт-Петербург, однако тендеры проиграл), Ганз-МАЗ-103Т (полностью низкопольный троллейбус, изготовлен в двух экземплярах венгерской фирмой “Ganz Transelektro” (фото9, фото10, фото11), занимающейся оборудованием для трамваев и троллейбусов, разрабатывался с прицелом на тендер в Риге. Проект закрылся в связи с банкротством “Ganz Transelektro”) .

 

    В 2005 году Минским автозаводом и нижегородской промышленной группой "Самотлор-НН" начато совместное производство автобуса модели МАЗ-103 с его досборкой на производственных площадях этой компании в городе Семенове (Нижегородская область). Первые "самотлоровские" автобусы МАЗ-103 «Столичный» вышли на городские маршруты Нижнего Новгорода в конце 2006 г. Они отличались от стандартных МАЗ-103 измененной передней маской, модульной светооптикой фирмы Hella и электронным рейсоуказателем в виде бегущей строки. В значительной степени модернизации подвергся салон: здесь были изменены конструкция поручней, системы освещения и отопления, появились антивандальные сиденья, изменилась планировка. При прохождении российской сертификации эти автобусы получили свой собственный индекс "МАЗ-5295".

 

    В 2007 году на московском международном автомобильном салоне группа "Самотлор-НН" продемонстрировала еще один вариант —  городской школьный автобус, позволяющий за счет использования детских кресел с уменьшенными габаритами разместить в салоне 46 учеников и трех сопровождающих. Автобус укомплектован предупредительными знаками и прочей атрибутикой "школьниковоза" в соответствии с ГОСТами.

 

 

 

 

 

    В апреле 2008 года Минским автозаводом был представлен рестайлинговый вариант автобуса   МАЗ-103-465 (на фото справа и внизу).

 

 

 

 

 

МАЗ-200

    МАЗ-200В

    МАЗ-205

    МАЗ-501

    МАЗ-501В

    МАЗ-502

    МАЗ-502В

 

    .

 

МАЗ-525

    МАЗ-529

    МАЗ-530

 

    .

 

МАЗ-535

    МАЗ-537

    МАЗ-543/МАЗ-7310

    МАЗ-7410

    МАЗ-7910

    МАЗ-7917

    МАЗ-547/МАЗ-7916

    МАЗ-7904

 

МАЗ-79221

МАЗ-7906

    МАЗ-7907

 

    .

 

МАЗ-500

    МАЗ-503

    МАЗ-504

    МАЗ-505

    МАЗ-509

    МАЗ-511

    МАЗ-515

    МАЗ-516

    .

 

 

 

МАЗ-4370

    МАЗ-4570

    МАЗ-5336

    МАЗ-5337

    МАЗ-5432

    МАЗ-5433

    МАЗ-5434

    МАЗ-5442

    МАЗ-5516

МАЗ-5551

 

 

 

МАЗ-6303

    МАЗ-6317

    МАЗ-6417

    МАЗ-6422

    МАЗ-6425

    МАЗ-6430

 

 

 

 

 

    .

 

 

 

Автобусы:

МАЗ- Сомко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЗ-101

МАЗ-103

МАЗ-103C

МАЗ-104

МАЗ-104C

МАЗ-105

МАЗ-106

МАЗ-107

МАЗ-151

 

 

 

 

МАЗ-152/МАЗ-152A

МАЗ-163

МАЗ-171

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЗ-203

МАЗ-206

МАЗ-226

МАЗ-251

МАЗ-256

 

 

 

 

 

 

 

 

Троллейбусы:

МАЗ-103T

 

 

 

 

К общему списку моделей                На Главную страницу

 

Hosted by uCoz