Минский автомобильный
завод / МАЗ
МАЗ-101

|

|

|
МАЗ-101 — городской
низкопольный автобус, выпускался Минским автомобильным заводом с 1993 по
1996 год.
В 1992 году была приобретена
лицензия на выпуск городского автобуса "Неоплан-N4014”(фото1, фото2,
фото3), а уже год спустя из немецких
комплектующих были собраны четыре автобуса, получившие индекс
"МАЗ-101". На первых автобусах
МАЗ-101 даже красовалась надпись "Neoplan" (на фото вверху и справа). Однако
эксплуатационные испытания показали, что немецкая конструкция автобуса
плохо воспринимает перегрузки и не адаптирована под отечественные дороги. Нарекания вызывала работа часто ломавшихся электромеханических дверей.
|

|
Началась переработка
автобуса с сохранением внешних черт прародителя. В 1993 году появился
МАЗ-101, похожий на своего заграничного родственника как две капли воды, но узлы
и агрегаты, двигатель, рулевое управление и подвеска были отечественного
производства. В результате возросла прочность конструкции, а также увеличился
дорожный просвет. Старые двери заменили новыми с
пневматическим механизмом открывания и закрывания. МАЗ-101 отличался
также компоновкой, имел измененные свесы, планировку салона, панель приборов,
облицовку передней части, появилась маленькая ступенька в задней двери.
Немецкая светотехника была только на первых собранных из машинокомплектов
автобусах, которые возили по выставкам, называя МАЗ-101, реальные же 101-е
МАЗы были уже с фарами от "Волги" ГАЗ-3102 (на фото ниже).

|

|

|
Кузов автобуса МАЗ-101 —
несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Боковины
и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа,
передняя часть – стеклопластиковая. Стекла — вклеенные. Проемы
дверей — 1250 мм. Автобус имеет четырехрядную планировку. По обоим бортам
расположены сдвоенные сиденья (на фото справа). Силовой агрегат у МАЗ-101 находится сзади слева по ходу
движения, в так называемой шахте моторного отсека. Такая схема является,
пожалуй, оптимальной для низкопольных автобусов. Если
на немецких изделиях могли устанавливаться только 6-рядные двигатели MAN D
0826 LOH-07 мощностью в 230 л.с., то теперь можно было комплектовать
автобусы и другими дизелями – французскими Renault, ЯМЗ и ММЗ.
Конструкторы рискнули
применить в новой модели самостоятельно выполненный ведущий мост, похожий
на мост портального типа фирмы ZF. Изготовление такого моста требует очень высокого
уровня технологической подготовки и известной тщательности исполнения. Но
этот агрегат на 101-й модели оказался не очень надежным. Кроме того, не был
доведен двигатель ММЗ-Д260.5, вызывавший нарекания частыми поломками.
Однако практически все МАЗ-101 доработали нормативный
срок в 10 лет.
|

|
Всего было выпущено около сорока
МАЗ-101 с 1993 по 1996 год. Дальнейшие изменения конструкции, в том числе и
новая конструкция ведущего моста, привели к появлению в 1996 г. новой модели
низкопольного автобуса МАЗ-103, внешне являющегося почти полным
двойником 101-го.
В 1998 году два автобуса
МАЗ-101 переделали в учебные. В кабине водителя добавилось еще одно кресло и
второй комплект педалей, а в салоне появились специальные столики. На одной
машине проверяются навыки вновь прибывших водителей, а вторая служит для
обучения курсантов. Интересно, что на одном автотранспортном средстве
вышеназванные переделки произвели на Минском автозаводе, а на другом – в
самом автопарке по аналогии с заводскими изменениями.
К общему списку моделей На Главную страницу
|